Кабмин одобрил способ не допустить спор «Роснефти» и «Газпрома» о шельфе

Правительство одобрило поправки в закон о шельфе, которые позволят исключить конфликты между «Роснефтью» и «Газпромом», когда они претендуют на одно месторождение. Лицензию получит та компания, которая предложит бóльшую цену

Кабмин одобрил способ не допустить спор «Роснефти» и «Газпрома» о шельфе

Сергей Донской

(Фото: Александр Щербак / ТАСС)

​Правительство одобрило поправки в закон «О континентальном шельфе», которые позволят исключить конфликты между госкомпаниями при выдаче лицензий на шельфовые участки. Документ в ближайшее время поступит в Госдуму, сообщил министр природных ресурсов Сергей Донской.

В частности, из закона будет исключено положение о том, что «предоставление участков осуществляется без проведения аукционов». В нынешней редакции закон позволяет выдавать лицензии на шельфовые участки госкомпаниям с соответствующим опытом работы от пяти лет, то есть «Газпрому» и «Роснефти», но никак не регулирует ситуацию, когда они заинтересуются одним и тем же месторождением. Это негативно сказывается на освоении недр континентального шельфа, сообщил Донской на заседании правительства в четверг. Исключение положения о безальтернативном безаукционном порядке выдачи лицензий позволит Роснедрам разыгрывать особенно интересные месторождения на аукционах.

Впервые «Роснефть» и «Газпром» поспорили из-за Северо-Врангелевского участка на шельфе Восточно-Сибирского и Чукотского морей в 2013 году. «Газпром» подал в Роснедра заявку на лицензию на Северо-Врангелевский участок, а «Роснефть» — на два Восточно-Сибирских участка, которые входят в Северо-Врангелевский участок. «Роснефть» пожаловалась в Минприроды, что интересные «Газпрому» участки он может передать «Газпром нефти» — своей «дочке», которая пока не имеет права работать на шельфе. Компании договорились о разделе лицензий только через полгода.

В 2015 году «Роснефть» и «Газпром» вновь не смогли поделить шельф — на этот раз ​Мурманское газовое месторождение в Баренцевом море с запасами газа по С1+С2 в объеме 121 млрд куб. м. После этого Минприроды решило подготовить законопроект о проведении аукционов на шельфовые участки, если заявки на получение без аукциона одного и того же участка подали сразу две госкомпании.

Сейчас на российском шельфе и в пределах морских акваторий действует 138 лицензий, из них 53 лицензии принадлежат «Роснефти», 41 — у «Газпрома», 14 лицензий у ЛУКОЙЛа и 7 — у НОВАТЭКа. В середине 2016 года Минприроды приостановило выдачу лицензий на шельф, так как компании уже взяли большие обязательства по разведке и бурению и надо дать им возможность сконцентрироваться на их выполнении, объяснял Сергей Донской (цитата по «Интерфаксу»).

«Роснефть» и «Газпром» и сами не планируют подавать заявки на новые участки, отмечал Донской. Мораторий бессрочный и должен действовать как минимум до 2020 года, отметил он летом прошлого года.

Пока нефтегазовые компании откладывают геологоразведку на шельфе и сокращают инвестиции. В 2017 году компании должны были инвестировать в разведку на шельфе 45 млрд руб., а в 2017 году потратили на шельф 71,4 млрд руб., в 2015 году — 74 млрд руб., оценивали Роснедра и Минприроды.

«Роснефть» попросила Минприроды на полтора-два года продлить лицензии по отдельным участкам на шельфе, так как не успела пробурить несколько скважин, говорил Донской в конце марта. Один за другим шельфовые проекты «Роснефти» покидают иностранные партнеры, которые традиционно финансировали геолого-разведочные работы: сначала о выходе из совместных проектов заявил Exxon, потом проект в Черном море заморозила итальянская Eni.

«Газпром» еще в 2016 году сдвинул сроки разведки в Баренцевом море «из-за экономической нецелесообразности» при существующей конъюнктуре, сообщалось в корпоративном журнале монополии.

В текущей экономической ситуации изменения в закон «О континентальном шельфе» неактуальны, считает аналитик АКРА Василий Танурков. «Сейчас компании приостанавливают работу на шельфе Арктики из-за санкций и ухода партнеров. Введен мораторий на выдачу новых лицензий. Бывшие ранее спорными участки при текущих ценах на нефть остаются дорогими для разработки для обеих госкомпаний, имеющих право работы на шельфе. Разве что в будущем, когда все ограничения будут сняты, новая редакция закона поможет решать спорные вопросы», — отметил он.

Автор:
Алина Фадеева.

При участии:
Людмила Подобедова.

Источник: news-ria.ru

Добавить комментарий

*

один × три =